Вы здесь

Песах отметили павлгорадские евреи

Когда-то в дореволюционном Павлограде около 30 % населения города составляли евреи. Были среди них промышленники, купцы, такие меценаты, как Яков Голубицкий, оставивший по себе добрую память – Спасо-Нерукотворного образа Кафедральный собор. И ежегодно в конце марта или в начале апреля, после захода солнца иудеи начинали праздновать Песах. Сегодня евреев в Павлограде намного меньше, но свято храня традиции своего древнего народа, и сейчас они отмечают этот один из самых важных праздников.
 
Вот и в субботу 31 марта Павлоградская еврейская община в «Українській світлиці» (ДК им. Гагарина) отметила по всем древним традициям Пейсах. Главным распорядителем на этом торжестве была председатель общины Анна Кулишева. Она рассказала, что название праздника Песах связывают с тем, что Бог, наказывая египтян за упрямство фараона и нежелание освободить еврейский народ, якобы прошел в тот самый момент мимо домов евреев («песах» в переводе с иврита – «прошел»).
 
Иудейский молитвенник (сидур) обозначает Песах, как «время нашей свободы». В свою очередь, Тора называет его «праздником опресноков», так как одна из главных традиций призывает верующих есть пресный хлеб (мацу). Наряду с этим строжайшим запретом является не только употреблять, но и иметь в доме квасной (хамец), приготовленный методом брожения хлеб, пиво, спиртное на основе солода.
 А затем был праздничный ужин Седер, сопровождаемый комментариями Ани.
 
– За столом могут собираться не только члены семьи, на Седер принято приглашать одиноких знакомых и даже бедных, которые не имеют возможности провести Песах со своими близкими,– говорила Аня. – Для Седера верующие готовят специальную еду. Конечно же, во главе стола находится маца (пресные хлебцы), которое необходимо есть несколько раз во время ужина. На столе должна присутствовать горькая зелень (именно она символизирует горечь египетского рабства), а также харосет – так называемая глина из яблок, орехов и фиников.
 
Порой, в связи с запретом на квасное в дни Песаха обычные хлебные продукты либо сжигаются, либо продаются людям с другим вероисповеданием. Запрет также обусловлен традициями: когда иудеи бежали из рабства, они не смогли дождаться созревания теста. В пустыне им пришлось питаться лишь пресной мацой. Седер, как правило, делится на две части. И уже во второй на стол подаются обычные еврейские праздничные блюда. Принято есть всю приготовленную пищу, к примеру, зроа – обжаренный кусок баранины, обязательно с косточкой. Блюдо также считается символическим и предназначено для того, чтобы во время ужина напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима. Обязательным атрибутом праздничного ужина является вино, каждый из сидящих за столом должен выпить 4 бокала. Что же касается детей, вместо вина можно использовать виноградный сок.
 
А теперь о моих личных впечатлениях. Я был впервые приглашен на такой праздник и был приятно удивлен тем, с каким вниманием слушали не только взрослые, но и дети рассказ Ани об истории своего народа и о его традициях. А праздные блюда первой и второй части Седора были изыскано вкусными. Пришлась по вкусу и настоящая еврейская маца. К слову, после окончания Седара Аня вручила коробку с мацой всем приглашенным на праздник, чтобы они могли ею угостить своих домочадцев.