Вы здесь

Учитель – человек от Бога, а школа – знаний храм!

Школа, учитель, урок. Каждому из нас знакомы и не чужды эти слова – в школе мы проводим свое детство и отрочество, у каждого из нас тут появляется новая «вторая мама» - первая учительница, и много любимых уроков. Школа – неотъемлемая часть жизни любого человека, а учителя – наши спутники, которые учат своих воспитанников не только грамотам и наукам, но и учат жить, взрослеть, развиваться. И, кстати, не только на примерах литературных героев, а, зачастую, и на своем личном примере. Накануне Дня учителя корреспондент газеты «ТН-Экспресс» решил пообщаться с директором самой старой школы города Терновка – школы № 1 –  Леонидом Редькой. Он рассказал и о первых педагогах школы, и о нынешних ветеранах образования, и самое интересное – о целых династиях учеников.

 

Первому дворцу знаний Терновки - уже 56!

 
История строительства первой в Терновке большой трехэтажной школы началась в далеком 1961 году. Тогда в регионе активно развивалась угольная промышленность – в окрестностях Терновки обнаружили залежи каменного угля, были построены первые шахты «Терновская» и «Западно-Донбасская». В поселок стала съезжаться новая молодая рабочая сила. Люди ехали сюда со всех уголков нашей большой страны. Поселок разрастался – возникала потребность и в учреждениях образования. 
 

«Нашу школу построили быстро, - рассказывает нынешний директор школы № 1 Леонид Редька. – Представьте себе, в октябре 1960 года заложили фундамент, а уже в ноябре 1961-ого – сдали здание в эксплуатацию. Детей в то время было много. Первоначально в просторных светлых аудиториях школы занимались 440 детей, со временем количество учеников увеличилось до 1100. В новой школе работало 48 учителей и 4 воспитателя групп продленного дня. Занятия проходили в две смены, порой за ученической партой, рассчитанной на двоих, сидели по три ученика».

 
Первым директором школы стал 33-летний Иван Дзюбанов – ветеран войны, глава городского союза ветеранов. Руководил школой он целых 20 лет. 
 
Знаменита терновская школа семейным подрядом преподавателей. Сотни бывших учеников и сегодня помнят семейные пары учителей Дзюбановых Ивана Николаевича и Ангелину Николаевну, Горожанкиных Михаила Ивановича и Нину Петровну, Шелеповых Павла Васильевича и Ольгу Алексеевну, Орловых Валентина Дмитриевича и Аллу Федоровну, семью Ли Павла Васильевича и семью Шестеренко. 
 

«Сегодня у нас в школе одна из самых опытных преподавателей – Петрова Валентина Алексеевна. Она посвятила школе целых 40 лет. Валентина Алексеевна начала свой трудовой путь еще в 17 лет. После окончания школы стала работать пионервожатой, потом поступила учиться в педагогический. И стала учителем русского языка»,

 
- вспоминает Леонид Николаевич.
 

«Еще один педагог с огромным стажем – Найда Антонина Дмитриевна, учитель русского языка. Работает в нашей школе уже 35 лет. А вот из молодых преподавателей могу отметить учительницу младших классов Наталью Олеговну Черепенину,  которая работает у нас второй год»,

 
- добавил он. 
 
В этом году терновской школе № 1 исполняется 56 лет. Эту цифру можно сравнить с возрастом человека, который уже многого достиг, ожидает пенсию, нянчит внуков. Впереди – ожидание должного приемника, которому можно было бы передать весь свой жизненный опыт и направить на правильный путь. К слову, первая школа уже имеет достойных «наследников» – многие ее выпускники и педагоги продолжают сеять вечное, доброе, разумное в других образовательных учреждениях города и области. Например, Иван Никитович Полторацкий формировал новые коллективы преподавателей терновских школ №№ 4, 5. Также гордостью школы являются такие выпускники, как: Герои Украины Сергей Лазуренко и Евгений Межевикин, специалисты угольной промышленности – Петр Башкатов, Александр Разводов, Геннадий Дмитров и многие другие.
 

В будущее – с оптимизмом!

 
Сегодня в школе учится 213 детей, всего 11 классов, и 21 педагог. Руководит школой пенсионер МВД, историк по образованию – Леонид Николаевич Редька. Как бывший спортсмен, он старается, чтобы и его воспитанники культивировали спорт и здоровый образ жизни. 
 

«Ныне у нас в школе работает три спортивные секции, кружок «Умелые руки», развивается художественная самодеятельность. Дети активно занимаются баскетболом, волейболом, аэробикой. Ежегодно участвуют в детско-юношеской военно-патриотической игре «Сокіл» («Джура») и занимают призовые места»,

 
- рассказал Леонид Николаевич. 
 
Есть у школы и одна особенность, которая выделяет ее из перечня других образовательных учреждений города.

 

«Наша школа особенна тем, что здесь есть не только династии учителей, а есть и династии учеников. Родители ведут к нам своих детей потому, что сами тут учились, их родители (т.е. бабушки и дедушки нынешних учеников – прим. ред.) окончили нашу школу. Из 213 нынешних учеников – родители и родственники около 150 детей учились у нас»,

 
- отметил директор.
 
Сегодня в терновской школе № 1 из 21 учителя только двое имеют наибольший стаж работы – 35 и 40 лет. Остальные педагоги – более молодые. Их стаж колеблется от 2 до 10 лет. Новые учителя на работу в школу не приходят последние два года. Ведь в наше время не многие молодые люди готовы посвятить свою жизнь воспитанию новых поколений.
 

«А почему не идут работать в школу? Скорее всего, потому, что труд это тяжелый и кропотливый, а уровень зарплаты ему вовсе не соответствует. Немаловажное значение имеет еще и тот факт, что мы живем в шахтерском регионе. Поэтому многие выпускники школ идут поступать на горнорабочие и добычные специальности, к примеру, в НГУ. Есть и такие, которые поступают университеты внутренних дел или в медицинский, редко – в педагогические ВУЗы. Благо с января текущего года заработная плата учителей была повышена и, возможно, это наконец-то мотивирует нынешнее поколение выпускников поступать в педагогические вузы и после их окончания идти работать в учреждения образования, а не давать, к примеру, частные уроки на дому или заниматься совершенно другим делом»,

 
- отметил директор школы № 1. 
 
Помимо повышения зарплат, педагогический коллектив во главе с директором школы воспринимают с оптимизмом и нынешнюю реформу образования. По словам Леонида Николаевича, реформа должна предполагать изменение отношения учителей к своим ученикам, а учеников – к предметам. 

 

«Важно не пичкать учеников «ненужными» знаниями, которые им могут никогда не пригодиться. Я – сторонник профилирования старшей школы. Педагоги с опытом немного насторожено воспринимают реформу, молодые – легко подстраиваются. А в целом все хотят работать. Бывает, когда в школы приходят работать молодые педагоги и в результате, через год-два, понимают, что школа – не их призвание, и вообще покидают сферу образования. Но у нас пока таких случаев не было»,

 
- отметил директор.
 
К завершению, хочется сказать, что современный учитель – это не только мудрый наставник, но и талантливый организатор. Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Поэтому накануне Дня учителя редакция «ТН-Экспресс» желает всем педагогам творческого воодушевления, бодрости духа и радости от такого нелегкого учительского труда!