Вы здесь

Молчать ли музам, когда из пушек палят?

Несомненно, первостепенным показателем интеллигентности человека является любовь к своему городу. И, при всех наших проблемах, нам есть, за что любить Павлоград. Мы гордится тем, что мы живем не только в крае добытчиков черного золота – угля, без которого немыслимо развитии энергетики Украины, но и в городе со славным историческим прошлым, подарившим миру выдающихся ученых, художников, архитекторов, композиторов, поэтов и писателей. А еще известен Павлоград тем, что здесь родился выдающийся режиссер и актер Борис Захава. Сегодня павлоградский театр, носящий его имя, под руководством заслуженного деятеля искусства Анатолия Ревы радует нас своими оригинальными спектаклями и по праву считается одним из лучших театров Украины. Только благодаря этому театру в нашем провинциальном городе мы имеем возможность приобщаться к настоящему искусству, знакомиться с шедеврами мировой драматургии. Театр, как церковь, осветляет наши души, делает нас чище и добрее. Поэтому и беречь обязаны мы наш театр, как зеницу ока.

А какое состояние сегодня этого городского храма искусства? Что касается творческой стороны - актерской труппы, режиссерского состава – здесь, как говорится, все на высшем уровне. А вот здание театра, в котором за 120 лет ни разу не проводился капитальный ремонт, в удручающем состоянии.

«Когда несколько лет тому в фойе театра с потолка отвалился огромный кусок глины и показались прогнившие балки, я понял, что надо бить во все колокола, срочно ремонтировать здание, иначе оно не сегодня – завтра завалится, - рассказывал представителям Общественного совета  главный режиссер театра Анатолий Рева. - Спасибо павлоградской городской власти, выделившей  нам 200 тысяч, за которые в 2011 году мы сделали паспорт здания и проект его реконструкции, предусматривающий не только спасение памятника архитектуры, но и пристройку помещений, необходимых для нормальной работы театра. Согласно программе стратегии партнерства, руководство ПАО «ДТЭК Павлоградуголь» выделило нам  в 2013 году 500 тыс. и пообещало 3,5 млн. грн. в 2015 году. На финансирование ремонтных работ и из городского бюджета нам поступило 100 тыс. грн.

Казалось бы, лед тронулся. За счет этих средств нам удалось частично укрепить фундамент, убрать аварийную стену, отремонтировать три комнаты. Рассчитывали, что поступят обещанные нам средства, и работы по реконструкции театра продолжаться. Но изменилось законодательство и в Областном управлении культуры нам сказали, что теперь, поскольку здание театра имеет статус памятника архитектуры, может быть только его реставрация. Выходит, наш проект реконструкции уже недействительный. А ведь реставрация здания и очень затратное и трудоемкое дело. Для того чтобы реставрировать только фасад театра, нужно приглашать специалистов из Киева, потому что во всей Днепропетровской области нет специалистов, которые занимались бы такой работой.

И это еще не все наши неприятности. В начале апреля этого года нас посетили представители Павлогорадской общественной комиссии и с порога начали требовать, чтобы им показали все документы, подтверждающие наши расходы. Мотивировали незваные гости свой визит тем, что они беспокоятся о целесообразности использования бюджетных средств, а мы в то время когда идет война разбазариваем деньги. Ну, словом, мол, с жиру бесимся, да еще откаты даем городским властям.

Оказывается, общественная  комиссия узнала о том, что нашему театру выделяется 1,3 млн. грн., и посчитала, что они будут использованы на ремонт здания. Хотя, по сути, эти средства были выделены на содержание театра - зарплату штанным работникам, оплату коммунальных услуг и т.д. Эти 1,3 млн. грн. -  всего 6% от средств, выделяемых на культуру, а от всего бюджета города – 0,03 %. Но, не просчитав нужным вникать в эти уточнения, комиссия во главе с Виктором Абрамасом, не найдя в документах никаких нарушений, в Интернете подняла дискуссию о том, уместно ли тратить деньги на театр, когда в городском бюджете не хватает средств на ремонт кровель и дорог. Спасибо павлоградцам, которые в этой дискуссии поддержали наш театр. И, тем не менее, высказывания комиссии привели к тому, что ДТЭК отказал нам выделить в этом году обещанные 3,5 млн. грн., объясняя это производственными проблемами компании и положением в стране.

Но какие бы ни были неприятности, театр обязан работать. Ежегодно мы показываем не менее 120 спектаклей, вкладываем свою лепту в бюджет города. Ну, а чтобы сохранить здание театра, планируем его ремонт проводить по локальным проектам – за один год, скажем, отремонтировать кровлю, за другой - поменять окна на металлопластиковые и т.д. Затянется, правда, при этом ремонт на долгие годы, но другого выхода у нас нет. Будем обращаться к руководству ДТЭК, с просьбой выделить нам средства на финансирование ремонтных работ в рамках программы стратегии партнерства на следующую пятилетку. И надеемся на поддержку городской власти и общественности Павлограда».

Что можно добавить к этим проникнутым болью за будущее своего театра словам Анатолия Андреевича? В наше сумбурное, нелегкое время театр – единственный оазис, помогающий нам приобщением к высокому искусству оградить души от скверны, сохранить веру в добро и справедливость.

Люди, приобщенные к театральному делу, знают, что при подготовке спектакля режиссер каждому актеру определяет его сверхзадачу – то, чего  хочет добиться играемый им герой. А актер определяет сквозное действие своего героя – цепь поступков, ведущих к достижению сверхзадачи. Так вот, коль, по словам Вильяма Шекспира «Весь мир театр, а люди в нем актеры», то у каждого из нас сегодня одна сверхзадача - жить в цивилизованной стране. И пусть для достижения  этой цели одним из наших поступков в сквозном действии будет поддержка тех, кто не дает сердцам очерстветь. Ведь без театра мы никогда не поднимаем глаз от бытовой суеты сует. Во всем мире менялись власть и президенты, проходили войны, люди переживали потопы и землетрясения, а театр оставался. Так неужели мы допустим, чтобы в нашем городе не было театра?